Один из самых частых запросов на консультацию от родителей: как научить ребенка делать уроки самостоятельно или как вообще сделать его самостоятельным?
Самое интересное кроется именно в том, что универсальной таблетки не существует, а родители ждут какую-то рекомендацию типа «включите музыку про зеленую машинку», или «возьмите купите ребенку зеленую ручку», или «кормите его вот такими пирожками с такой-то начинкой, и он сразу станет самостоятельным»…
Прежде всего, ответьте, пожалуйста, себе на вопрос: а что значит САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК конкретно для вас?
* Как вы хотите, чтобы в вашем понимании такой ребенок делал уроки? «Самостоятельно» это вообще вас не приглашал, сделал от и до, собрал портфель и все?
* Или самостоятельность это когда он сделал и принес вам на проверку?
* Или самостоятельность это когда он посадил вас рядом, но делает при этом сам?
Это очень важный вопрос и ответ на него тоже будет очень важен. Именно от вашего ответа зависеть, что именно вы будете предпринимать для того, чтобы ваш ребенок на самом деле стал самостоятельным.
И еще один вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ВАМ НУЖНА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА?
Вы удивитесь, но в ответе на этот вопрос кроется очень много интересного и очень много внутреннего. Чаще всего родители отвечают «ну как же, мне надоело сидеть с ребенком, пускай он сам делает». То есть ответ касается не того, что самостоятельность означает РОСТ и ВЗРОСЛЕНИЕ ребенка, а самостоятельность часто нужна родителям именно для того, чтобы ребенок их не дергал, не трогал и давал возможность заниматься своими делами. Очень важно разобраться, что на самом деле вы вкладываете, и что на самом деле вы хотите от этого результата.
Итак, давайте посмотрим, когда же уже пора работать над самостоятельностью у ребенка?
Около года ребенок начинает ходить, он начинает двигаться без вашей опоры и вашей помощи и, о боже! он уже становится само-стоятельным, потому что он сам стоит на ногах. И вот здесь очень важно дать ребенку эту возможность, дать ему это пространство для того, чтобы он получил этот самый первый опыт проживания самостоятельности. Да, он не с первого раза пойдет, да, он будет падать, делать какие-то ошибки, заваливаться, просить вас поддержать его за руку, но, если вы будете очень бережно и внимательно к нему относиться, очень скоро поймете, что ребенок может ходить вполне без вашей помощи, то есть САМ.
Следующий пик самостоятельности у детей происходит где-то в возрасте около трех лет, когда ребеночек вдруг осознает, что он не только физически самостоятельный от родителей, не только физически он может идти туда, куда ему хочется, а еще и психически он тоже нечто отдельное. Он может иметь СВОИ желания, он может иметь СВОИ какие-то хотелки, он может посмотреть на что-то и понять, что ЕМУ это надо. И делать не так, как говорят родители, а делать ПО-СВОЕМУ. И это тоже про самостоятельность. И примерно где-то с этого возраста очень важно, чтобы у ребенка шло наращивание тех функций, которые мы называем самостоятельностью. То есть он как можно больше учился делать САМ.
С чего же начинается такая «взрослая» самостоятельность?
С навыков самообслуживания.
Самое элементарное. В каждом возрасте навыки самообслуживания свои. В год ребенок, кстати говоря, тоже может сделать уже достаточно много. Он может взять ложку, попробовать есть. Он может попробовать носочки натянуть на ножки. Он может принести вам ботиночки, когда вы говорите, что сейчас пойдете с ним гулять. Он может давать вам игрушки, когда вы вечером прибираете эти игрушки в коробочки или в какие-то детские ящики. И это уже начало самостоятельности, которое почему-то родители игнорируют и часто не видят. Мы учим ребенка чистить зубы, мы учим ребенка умываться, мы учим ребенка раздеваться и одеваться. Мы учим что-то убирать, доставать, открывать и так далее. И это тоже про самостоятельность.
Далее, с возрастом, естественно, эти навыки усложняются. Мы учим ребенка убирать за собой кровать, наливать в чашку чай, убирать за собой эту чашку, мыть ее, закладывать белье в стиральную машину разбирать это белье из стиральной машины, развешивать его и так далее. Если элементарно ваш ребенок не владеет навыками обслуживания, как он будет делать потом уроки? Обратите на это внимание пожалуйста.
Учите ли вы ребенка доделывать дела до конца?
Если он начал загружать грязное белье в стиральную машину, доделывает ли он это до конца? Или если он начал мы чашки, допустим, после чаепития всей семьей, домывает ли он эти чашки до конца? Или он отвлекся на какой-то мультик, на какой-то звук, прервался, и вы сказали «да ладно, я сама доделаю». Учите обязательно детей доделывать любую работу до конца. Ту работу, которую может делать ребенок без участия взрослого, он должен делать без участия взрослого. Помощь хороша на этапе, когда мы обучаем новому навыку. Но если только уже вы видите, что ребенок справляется самостоятельно, помощь уже не требуется. Это как раз про зоны актуального развития и ближайшего развития, которые прописал Лев Семенович Выготский и знаниями которых пользуются активно все педагоги и психологи.
Все, что делает ребенок сам и может делать сам, разрешите ему делать самостоятельно. Иначе мы имеем картину к школе: мама собирает портфель, мама 10 раз перепроверяет, мама переживает, взял ли он шишки, мама волнуется, доделана, решена ли задача… К семи годам уже сам ребенок в состоянии и собирать портфель, и проверять шишки, и доделывать задачи, записывать, и делать многие вещи абсолютно самостоятельно.
Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности?
Я столько много говорю про домашние обязанности, потому что чаще всего, в 90 процентах случаев, те родители, которые приводят детей на консультацию и задают вопрос касательно домашних заданий, забывают о том, что ребенок, кроме учебы, должен вообще-то развиваться еще и в быту. Он должен научиться делать что-то не только для себя (это мы называем навыками самообслуживания), но и для членов своей семьи.
Что это может быть?
Это может быть уход за домашними животными.
Это может быть мытье посуды за всеми членами семьи.
Уборка квартиры или той зоны, которая является общей, а не только зоной самого ребенка.
Он может сходить в магазин.
Он может за всеми загрузить как раз белье в стиральную машину, выгрузить и развесить.
Он может заложить посуду в посудомойку, он может разобрать посуду, достать посуду из посудомойки.
Это все он делает не для себя, а для всех членов семьи. Еще раз: уборка в своей комнате – это навык самообслуживания, уборка в общей зоне – это семейная обязанность. Это очень важно.
Для чего нам важно сформировать этот навык именно до школы?
Представьте себе такую интересную ситуацию: ваш ребеночек отправился в школу. Он пришел на урок в хорошем состоянии, расположении духа, учитель начал урок, провела устный счет, например, по математике. У ребенка хорошо, легко получается, а дальше Мария Ивановна говорит: «Доставайте теперь тетради, открывайте, будем решать задачу». А у ребенка задача не являются сильным звеном, что он скажет? «Не буду я решать ваши задачи, зачем это мне надо?».. Ничего не напоминает?
Вывод простой: если дома ваш ребенок не умеет делать дела не потому что ему хочется, а потому что надо, это же самое поведение он может перенести и на школьный процесс, на учебный процесс. Не захочет и делать не будет. И мы видим массу подобных случаев, когда ребенок приходит из школы, а в классной работе практически пустая страница. Почему? Потому что не хотелось, потому что сложно, потому что заставляют, потому что не так важно для ребенка.
Дорогие родители, мы все время забываем, что учебная деятельность не равно игровая деятельность. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАВНО ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. А навыки труда у нас формируются именно в семье. И лучше, если это сделано до школы. Поэтому, пожалуйста, те, у кого дети еще маленькие, начиная с 2-3-летнего возраста, вы вполне можете и должны обучать деток навыкам самообслуживания, обучать деток доводить дело до конца, не вмешиваясь в эти процессы, и научить выполнять семейные обязанности.
Чем старше ребенок, тем больше обязанностей у него должно быть, но тем и больше плюшек он должен от вас получать. Я думаю никого сейчас не нужно убеждать, что то, что ребенок делает в быту, он автоматически переносит на школьное обучение. И, действительно, мы очень часто видим, что не самостоятельный ребенок дома это не самостоятельный ребенок в учебной деятельности тоже.
Поэтому, если вы вдруг обнаружили, что ваш ребенок не делает уроки, не является таким уж самостоятельным, пожалуйста, начинайте с самого начала. Вернитесь к навыкам самообслуживания, вернитесь к моменту, когда нужно научить доводить любое дело до конца и введите обязательно семейные обязанности.
Только прошу вас, не делайте это в один день. Пускай это будут разные дни, но в разрезе недели это хорошо и легко отслеживать. Для того, чтобы было легче отслеживать и ребенок получил зрительную опору того, что он делает, он тоже мог следить за своим развитием, за своим движением вперед, заведите визуальную опору – такой листочек (или дневничок), расчертите неделю, нарисуйте, договоритесь с ребенком, что он теперь будет делать. И да, первое время чаще ему об этом напоминайте, но не увлекайтесь. Потому что наша с вами родительская задача – все-таки сделать так, чтобы ребенок сам отслеживал, делает он работу или не делает и мог объяснить почему. Дайте ребенку выбор: в какой день он будет делать то или иное задание, в какое время он будет делать ту или иную работу. Потому что гиперопека еще никому не приносила много пользы.
И если ваш до сих пор ребенок не самостоятельный, значит у вас есть, как у мамы, как у родителя, некая выгода от того, что вы делаете многие вещи ЗА ребенка. Возможно, вы так ощущаете себя хорошей мамой, а, возможно, именно так вы говорите всем, что без вас семья не справляется, и куда уж вам идти на работу, когда надо помогать, и с уроками, и с уборкой, и с готовкой, и вообще вы так устаете, но никто вам почему-то не помогает...
Разрешайте детям приобретать этот опыт, разрешайте им делать ошибки. Это не страшно. Пускай ваши дети учатся под вашим контролем и вашим сопровождением, нежели их будет учить кто-то чужой.
Не забывайте хвалить ваших детей за то, что у них уже получается. Восхищайтесь, делайте комплименты, говорите какие у вас классные дети, и как здорово что они у вас есть, они вам помогают.
И поверьте, тогда детки будут гораздо более самостоятельные, гораздо раньше они начнут взрослеть, и ваше взаимодействие, ваши отношения будут вам в радость!
Ну, а уроки… конечно же, дети автоматически перенесут эти навыки на учебную деятельности и уроки они начнут делать сами.
Чтобы закрепить этот эффект, предлагаю вам нарисовать или записать в виде плана те пункты, которые вы начнете реализовывать уже сегодня)
Взято из материалов Татьяны Мировской
Комментариев нет:
Отправить комментарий