Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.
Как педагогам, как их избежать?
Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь
на сотрудничество
Перед общением нужно
позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором
вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны
ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика
и осуждение по отношению и к ребенку,
и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение
и начнет защищаться.
Сначала, необходимо
осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если
вы недовольны, то в общении с родителями можете занять
позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы.
Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить
свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
Необходимо подумать,
за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое
препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую
сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно
настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать
свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе
о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить
активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них
с воспитателем одна – развивать ребенка.
Совет
Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень
существенны для педагога
Рекомендация 2. Применяйте специальные
техники общения
Если вы будете знать
техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще
избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник:
«От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск
решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль
“адвокат”».
Техника «От негатива
к позитиву»
По этой технике
сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном
контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога,
и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного
восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины
за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже
если они не значительные.
Вам стоит перефразировать
содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите
в таблице.
Пример замены негативного
обращения на позитивное
Негативная форма |
Позитивная форма |
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется
с другими детьми» |
«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности
и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить
это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить
дружеские отношения с детьми» |
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный» |
«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется
во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим.
Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда
это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца
и получить удовлетворенное состояние» |
«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда
ей что-то не дают!» |
«Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна
настаивать на своих желаниях. Это говорит
о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно
справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем
ей в этом помогать» |
Техника «Не поиск виноватого,
а поиск решения проблем»
В разговоре
с родителями по этой технике нужно делать акцент
не на обвинении, а на совместном поиске путей решения
проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее,
а затем перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете
сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка,
а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит
на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня
хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами
на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом
и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома,
то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это
ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень
способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для
сотрудничества»
Обращайтесь
к родителям в виде просьб, а не требований. Например,
начинайте разговор с фраз:
– «Не смогли бы Вы…»;
– «Я прошу… ».
Также следует проявить
внимание, поинтересоваться мнением родителей:
– «Вы не замечали, что в последнее время…»;
– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».
В разговоре
с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами,
с помощью техники «Я-высказывание»:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
– «Я начинаю беспокоиться…»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям
совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность
интересов. Например, скажите:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет
ему в…»;
– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».
Техника «Речевой стиль “адвокат”»
Речевой стиль «адвокат»
покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению
к родителям. Примеры фраз речевого стиля:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти
из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка
в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то
причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего
одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся
ситуации»;
– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать
знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
Комментариев нет:
Отправить комментарий