Что делать, если ребенок дерется в детском саду

  Ребенок дерется. Это неприятно и даже стыдно – узнать, что ваш ребенок, такой тихий и послушный дома, в детском саду ведет себя далеко не лучшим образом. Как? Почему?

Душа мамы разрывается между стремление защитить своего малыша от нападок окружающих, и зреющим внутри сомнением: «А может быть они правы, может быть я - неправильный родитель?»  Ситуация накаляется, и вы понимаете, что пора предпринимать решительные меры. Но какие? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в причинах агрессивного поведения вашего ребенка.

***

Вот в одной группе малыш укусил сверстника. Вот в другой – поссорились родители неспокойных детей. Вот  на занятии, дети снова не поделили самый красивый «золотой» стол. Мы разрешим все эти ссоры. И сегодня, и через неделю, и через месяц. Но конфликты между детьми будут продолжаться, если над проблемой работаем только мы – работники детского сада. Давайте подумаем, что могут сделать родители в этом направлении.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПРЕДПОЧИТАЕТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОМОЩИ КУЛАКОВ?

Агрессия в определенную пору развития ребенка становится для него единственным способом заявить о том, что ему нужна помощь. Ваша задача как родителей – подобрать ключ к этому «секретному шифру».



Итак, почему ребенок дерется в детском саду?

У него проблемы со здоровьем. Чрезмерная возбудимость, выход которой ребенок дает через драки с другими детьми, может быть следствием повышенного внутричерепного давления или других нарушений в работе организма. Вы давно обследовали своего ребенка? Наверное, сейчас самое время это сделать.

Ребенок берет с вас пример. Если в вашей семье насилие, агрессия – норма, если он сам периодически испытывает на себе силу кулаков старших членов семьи, если он не знает никаких других способов наказания, кроме физического, то было бы странно ожидать от маленького человека другого стиля поведения. Он с детства привыкает к тому, что прав и значим тот, кто сильнее.

Бывает и так, что в целом мирная семья переживает в настоящий момент какой-то из кризисов. Ссоры родителей, входящих в предразводный этап, излишняя эмоциональность мамы, вызванная перегрузкой на работе или (например) переживаниями из-за болеющего родственника – все это тоже может вызвать у ребенка эмоциональную нестабильность, которую он снимает с помощью кулаков.

Ребенок подражает героям мультфильмов и компьютерных игр. Это так удобно – оставить ребенка перед монитором, чтобы он не мешал вам заниматься своими делами. Для многих родителей это обычная практика, и они даже не подозревают, сколько насилия выливается на малыша с экрана телевизора или планшета.

Ребенка угнетает чувство одиночества. Вы беспокоитесь только о том, чтобы ваше чадо было сытым, одетым и чтобы оно вовремя укладывалось спать. А поговорить? Спросить, что его сегодня удивило, порадовало, огорчило? Вы же знаете, насколько важно общение для взрослого человека, так почему вы решили, что в том же самом не нуждается ребенок? Еще как нуждается, вот он и пытается привлечь к себе внимание через драку.

Ребенок – изгой в своей детсадовской группе. Более того – его могут обижать. Известны случаи, когда малыша игнорируют и задирают другие дети потому, что у него задержки речевого развития, или он носит очки, или он новенький. Причин, почему дети не хотят общаться с вашим ребенком, может быть множество. Кулаками он пытается доказать, что достоин быть принятым в отвергающую его социальную группу. Но не понимает, что агрессией эффект достигается прямо противоположный: с драчунами никто не хочет иметь дела.

У ребенка слишком много энергии. Внутри него словно встроен маленький моторчик, который никогда не выключается – таково уж свойство его характера. Что ему делать со своей чрезмерной подвижностью, живостью и неусидчивостью, он не знает. Вот руки его и не слушаются. Ребенок сам не успел заметить, как за пару минут наградил синяками нескольких товарищей, причем совершенно не со зла.

 Кстати, а вы знаете, что у гиперактивных детей часто снижен болевой порог? То есть то, что больно обычному ребенку, гиперактив даже и не заметит. Как же он может понять, что сделал другому больно, если сам боль не почувствовал? А ведь гиперактивность – это вовсе не дурное воспитание (как кажется со стороны). Это особенности физиологии, которые корректируются долго (годами) и очень постепенно.

Ребенок отвоёвывает себе место под солнцемДома он привык быть одним-единственным, а в детском саду он должен конкурировать с другими детьми – за игрушки, за внимание воспитателя.

Ваш ребенок просто плохо воспитанПонятия «можно-нельзя», «хорошо-плохо» у него не сформированы, поэтому он ведет себя так, как вздумается. Такое бывает когда в семье нет единых требований/запретов у мамы, папы и бабушки. Или когда мама выдвигая требование («Мы вначале убираем игрушки, только потом идет гулять»), не пытается добиться его выполнения.

Каковы бы ни были причины агрессивного поведения ребенка, важно понять, что оно может быть скорректировано. Вы обязательно с этим справитесь либо самостоятельно, либо при помощи педагога-психолога.


КАК СКОРРЕКТИРОВАТЬ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ?

Если вы узнали, что ваш ребенок повел себя неподобающим образом, но случай этот был единичным, то волноваться не стоит. Но если агрессивное поведение для него стало нормой – пора принимать меры.

Чем вы можете помочь своему ребенку?

Пройдите с ребенком медицинское обследование. Может быть, причина драчливости заключается в физическом недомогании малыша. Вылечившись, он перестанет создавать своим поведением проблемы другим детям и взрослым.

Адекватно реагируйте на агрессивные действия ребенка. Ни в коем случае нельзя их игнорировать и тем более поощрять.

Советы «дай сдачи», «как с тобой поступают, так и ты делай» заведут ситуацию в тупик. Вы только представьте, что получится, если 30 воспитанников группы начнут одновременно давать друг другу сдачу, особенно учитывая, что дети потом уже и сами не помнят, кто начал драку, а кто просто давал сдачу.

Но и жестко наказывать ребенка за драки не нужно, иначе вы станете таким же агрессором. В этом случае ребенок окончательно запутается, почему ему нельзя поступать так же, как вы поступаете с ним. Ваша реакция, как и реакция других членов семьи, должна быть эмоционально негативной. Важно, чтобы ребенок понял, что такое поведение недопустимо и что оно вас огорчает.

Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоцииЕсли с самых малых лет, Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит – «злиться - это плохо». Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто - ничего не чувствовать. Но что ему делать? Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители позволяют себе кричать или применять физическую силу - к нему, или даже друг к другу. Когда он осознает, что слова родителей расходятся с их действиями.

Если у малыша хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт - он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к родителям.

Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного - сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость - это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе. Поэтому учим малыша реагировать правильно. Часто дети проявляют свои негативные переживания - именно в физической агрессии. Это происходит потому, что они просто не знают, как можно отреагировать по-другому. Что делать если  ребенок кричит, пытается Вас ударить? Обнимите и крепко прижмите его к себе. После того, как постепенно он успокоится, скажите ему, что когда ему плохо - Вы готовы его выслушать. Порассуждайте вместе с ребенком (без свидетелей), к чему может привести такое его поведение в дальнейшем. К примеру: «Милый мой, сейчас ты отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть».

Всегда (даже, когда, казалось бы, не хватает времени) - подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом - Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.

Учите ребенка выражать свои чувства в словесной форме. Разговаривайте с ним как можно чаще, делитесь с ребенком своими переживаниями, чтобы он отвечал вам тем же. Выясняйте, что его радует, а что огорчает, что ему понравилось, а что нет, и, главное, почему. Ребенок должен понять, что любой негатив можно выражать без кулаков, уступать – не значит быть слабым, а доброжелательность – ключ к общению с другими детьми.

Если ваш ребенок – живчик с вечным двигателем внутри, запишите его в какую-нибудь спортивную секцию, но, естественно, не в шахматную. Подумайте, где бы ребенок смог тратить свою энергию максимально эффективно. (НАВИГАТОР вам в помощь)

Не стройте вокруг ребенка стену из запретов. Все ваши «не кричи», «не бегай», «не балуйся» и прочие «не» дома приведут к тому, что он все свои нереализованные желания воплотит в детском саду, но уже с удвоенной силой.

Создайте дома доброжелательную атмосферу. Если ребенок чувствует любовь и защиту в семье, ему незачем самоутверждаться  кулаками за ее пределами.

Если вы понимаете, что не в силах справиться с поведением своего ребенка самостоятельно, то вам придется обратиться за помощью к психологу или взять на вооружение некоторые профессиональные приемы.

ЧТО СОВЕТУЮТ ПСИХОЛОГИ ПРИ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Если негативные эмоции ребенка требуют физического выхода, то научите его безопасным способам выражения эмоций: при гневе можно рвать бумагу, бить подушку, топать ногами и даже кричать. Главное – не причинять вреда другим людям или домашним питомцам.

Придумайте для ребенка игру в «героев». Пусть он по сценарию спасает попавших в беду, помогает слабым, защищает несчастных. Добро побеждает зло – вот какое правило малыш должен усвоить.

Чтобы ребенку было с кого брать пример, смотрите с ним добрые фильмы, читайте добрые книжки.

- Не перегружайте его психику просмотром телевизора, полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием. Необходимо уберегать неокрепшую детскую психику от «агрессивных вторжений». Хотя бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак силы и авторитета. Наоборот же, Ваш ребенок должен научиться в будущем противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Моделируйте с ребенком конфликтные ситуации: например, что делать, если два малыша хотят поиграть одной игрушкой, или как быть, когда ты очень сильно разозлился на другого человека, – и проигрывайте различные сценарии их развития. Можно сочинять сказки на эту тему или проигрывать в сюжеты конфликта в ролевой игре.

Чтобы скорректировать агрессивное поведение ребенка, взрослые должны не только запастись терпением, но и понять, что им тоже придется меняться. Перевоспитание самих себя – это самый сложный пункт плана по изменению поведения другого, пусть еще пока маленького человека. Не все родители могут осознать, что их чадо, как зеркало, отражает все, что видит вокруг себя. Помогите ребенку почувствовать, что мир гораздо добрее и удивительнее, чем кажется на первый взгляд.

И самое главное: отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Все свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным образом - закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, за то, что ты так поступил (а)». Покажите, что Вы действительно довольны им.


Ну и в завершение: на просторах интернета я нашла очень яркое видео о влиянии окружающей среды (и в частности, просмотра агрессивного видео) на поведение ребенка. Хочу с вами поделиться этим материалом

Комментариев нет:

Отправить комментарий