Если ребенок не говорит

 Задержка речи всегда вызывает тревогу родителей. В ожиданиях большинства пап и мам имеется связь: ребенок пошел - начал говорить, то есть примерно в год-полтора ребенок должен начать разговаривать.

Однако, речь детей в этом возрасте может быть очень разной: у одних это мама, папа и слова-имитации (би-би, ту-ту), у других -предложения из нескольких слов. Произношение, конечно, в этом возрасте никогда не бывает чистым.

И неизбежно возникает вопрос о том, что является нормой, когда нужно бить тревогу и стоит ли вообще паниковать?

Итак, что такое норма?

В течение первого года жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться речь. К году дети начинают подражать звукосочетаниям. Дети повторяют слова и звуки не всегда по смыслу или наоборот, придавая одному слову множество смыслов. На этом этапе дети не интересуются, тем, как называются предметы, их интересуют сами предметы и, усвоив механизм понимания мамой своих желаний, дети просто требуют. Таким образом, в этот момент речь еще не выполняет своей истиной цели коммуникации.

В течение второго года жизни у ребенка появляется потребность в общении. Важно понимать, что потребность в общении  появляется только в том случае, если ребенок растет в среде, где это общение присутствует, если мать и другие родственники говорят с ребенком, отражают его состояние словами, объясняют свое поведение, комментируют события, называют предметы, слушают музыку и поют, читают книги. К двум годам появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Правда, они порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии. На втором году ребенок говорит только по делу, когда ему что-то нужно, что-то не получается, при знакомстве с новыми предметами и явлениями, в игре.

В это время ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, даже если сам может произнести 5-10 слов. В это время ребенок активно использует жестовую речь («пока»- машет рукой, «баю-бай» – ладошки под ушко, «дай» - вытягивает ладошку). Однако, если не стимулировать звуковую речь, то ребенок может вполне удовлетвориться этим способом коммуникации. В речи взрослых (на втором году ребенка) должно быть много слов обозначающих предметы и действия, не стоит спускаться на уровень ребенка (пойдем баю-бай, давай ам-ам).

Если все идет хорошо, то к двум годам ребенок осваивает 200-400 слов, слова имеют смысл предложения (Миша гулять ботинки) или даже ребенок строит настоящие грамматически оформленные предложения из 2-3 слов. Разговор со взрослым становится более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось. Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет.

Таким образом, до двух лет приставать к ребенку и беспокоиться в большинстве своем не стоит. Необходимо обеспечивать малыша общением и насыщенной средой и наблюдать. Возможно, к двум годам ребенок освоит 100 слов, а не 400, это также можно считать нормой в рамках индивидуальных отличий людей.

Но есть ситуации, когда надеяться на время совсем не стоит.

Прежде всего, это когда ребенок не реагирует на окружающих, занят одними и теми же шаблонными занятиями, ничем не интересуется, то есть имеет аутичные черты. В этом случае нужно срочно проконсультироваться у психоневролога или хотя бы у психолога. Возможно, потребуется профессиональная помощь. Главное – не паникуйте. Первая задача родителя – сделать все возможное, чтобы малыш чувствовал себя в этой жизни тепло и комфортно. Тогда у него появится потребность что-то сказать миру, а при помощи специалистов шансы на это значительно увеличатся.

К специалистам следует обратиться и в том случае, если  проблемы у ребенка не только с речью, а наблюдается отставание от сверстников в двигательном (моторном) развитии, эмоциональном, социальном, познавательном развитии. Как правило, это дети, родившиеся от осложненной беременности или в результате сложных родов. В этих случаях велика вероятность гипоксии (кислородного голодания мозга), энцефалопатии (поражении частей мозга). Такие дети долго не переворачиваются, мало ползают, поздно и очень неуверенно учатся ходить, трудно приучаются к горшку, имеют сложности с питанием (не могут жевать, крайне избирательны в еде), часто они гиперактивны, при утомлении трудно управляемы и их трудно успокоить. В этом случае задержка речи может идти в рамках задержки психического развития, таким детям необходимо гораздо больше внимания, чем обычным детям. Как правило, такие дети имеют неврологические диагнозы и синдромы и им требуется наблюдение у невролога, также таким детям крайне желательно заниматься с дефектологом, необходимо организовывать для них специальные занятия, помогающие им «продвинуться» в развитии.

Дефектолог - это специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии и в отличие от логопеда он начинает работать с детьми с раннего детства. Если логопед начинает работать с 3-4 лет, дефектолог – с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке.

Дефектолог учит детей координировать движения тела; через конструирование обучает представлениям о пространстве, цвете и форме предметов; учит действовать по образцу; обучает лепке, рисованию, аппликации, и даже учить играть.

Также дефектолог учит различать на слух ритмы, звуки речи, последовательность звуков в словах и т.п.; видеть и понимать окружающие предметы и явления, что позволяет расширять круг его представлений, словарный запас, связную речь.

По сути, все тоже самое предлагают малышам группы раннего  развития. Однако одни дети удачно вливаются в групповую работу, для других нужны индивидуальные занятия со своим ритмом и объемом. В этом случае занятия с дефектологом будут более эффективны.

В ситуации, когда никаких дополнительных сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен, то стоит акцентировать внимание на занятиях актуальных для этого возраста и способствующих развитию мозга.

В таком случае до трех лет необходимо:


1) больше активной жизни - бегать, прыгать (идеально на батуте), кататься на качелях, висеть (желательно и вверх ногами), кувыркаться, ползать, плавать, игры с мячами разного размера;

2) больше сенсорной информации - копаться в воде, грязи, песке, играть с природным материалом (ветки, камни, листья, шишки, семена, ягоды), ходить босиком по земле, траве, камням;

3) развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, сенсорные мешочки - тренировать захват предметов разной формы и размера (кубики, шарики, пирамидки, мелкие предметы), использовать конструкторы, требующие не только четкого попадания, но и применения силы, доски с вкладышами, мозаики;

4) необходима логопедическая гимнастика-упражнения для мышц челюсти, губ и языка, дыхательные упражнения. Самое простое – задувание свечи, выдувание мыльных пузырей, имитация крика индейца, надувание двух щек и каждой щеки по очереди, показывание языка (выдвинуть максимально вперед, вверх, вниз), быстрое движение высунутого языка из стороны в сторону со звуком, имитация фыркания лошади (быстрый выдох с расслабленными губами);

5) из развивающих занятий подойдут Монтесори-педагогика и педагогическая песочная терапия, рисование пальчиками, ладошками, лепка пластилином, тестом, глиной, музыкальные занятия;

6) много слушать: музыку, природу, город, животных, птиц, шум ветра, воды, шелест деревьев, бытовые шумы (чайник, пылесос, дрель, писк микроволновки, шум холодильника), обращайте внимание ребенка как на речь, так и на неречевые звуки;

7) петь и танцевать (двигаться под различную музыку вместе с мамой и самому), пробовать играть на различных музыкальных инструментах, стучать по различным предметам, пробовать понимать и запоминать ритмические удары;

8) и, конечно, разговаривать, много и обо всем. Все действия озвучивать по сто раз. И постоянно задавать вопросы к ребенку, спрашивать малыша, что он делает. Задаете вопрос. Пауза. Даете ему самому подумать, может он скажет что-то. Потом отвечаете в третьем лице. Потом от первого лица. Потом просите повторить. Делать это нужно всегда и везде. Все игры разыгрывать максимально театрально и все сопровождать речью. Много читать, просить повторять рифмованные слова в конце строк.

Отдельно отмечу принятую практику - стимулировать речь ребенка через непонимание. Иногда родителям советуют делать вид, что им непонятно то, что ребенок показывает пальцем, жестами, звуками. Здесь нужно быть осторожным. Одно дело, когда ребенок оказывается в компании бабушки, которая его видела последний раз год назад и она его не понимает, или незнакомой тети – воспитательницы и он с нуля строит с ними отношения, налаживает коммуникацию и совсем другое дело когда любимые и заботливые ранее мама или папа в знакомой и привычной ситуации вдруг упираются рогом – «скажи словами, я тебя не понимаю». Ребенок плачет и бьется в истерике, а родители, сжав зубы, стоят на своем, ломая при этом самое главное – отношения.

Ребенок никогда не обучается на отрицательных эмоциях, любой прогресс возможен только при положительных эмоциях. Отрицательные же - рождают страх и злость, и все последующее поведение направлено на то, чтобы избежать этого страха и выразить эту злость.

Да, иногда стоит обратить внимание ребенка, что данную просьбу можно выразить словами, стоит повторить это слово два-три раза с паузами, ожидая ответа малыша. Возможно результат будет сразу, возможно позже. Задача родителей показать, как надо, но создать при этом доброжелательную атмосферу принятия и любви. 

От физиологии задержки речи -  к психологии

Всем известно, что человек это не только биологический организм, но и социальный. Возможности развития ребенка напрямую связаны с тем, в какой социальной среде он растет:

· насколько ему обеспечивают комфорт и безопасность,

· как много ему уделяют эмоциональной теплоты и внимания,

· насколько он открыт личному опыту, может экспериментировать и проявлять любопытство,

· какие требования предъявляются к нему, насколько учитываются его возможности по возрасту и индивидуальные особенности.

В ситуации задержки речевого развития не лишним будет посетить психолога. Нередко родители не замечают вещей очевидных со стороны. Возможно их ожидания, требования, стиль воспитания, или климат в семье не способствуют речевому развитию ребенка. Например, мама излишне опекает ребенка, подавляя его самостоятельность, или в семье есть младший ребенок, и старший своей молчаливостью привлекает к себе внимание мамы, показывая, что он тоже малыш.

Если, несмотря на все усилия в целом развитый ребенок не говорит в 3 года и не видно прогресса, то  необходимо начинать коррекционную работу. Если ранее ребенок не посещал групповые занятия - необходимо начать, если ребенок занимался в группе – стоит добавить индивидуальные занятия. Многие родители при выборе специалиста сразу вспоминают логопеда. Однако следует иметь в виду, что стандартные логопедические занятия наиболее эффективны в возрасте 4-5 лет, для трехлетнего малыша нужно искать специалиста, который имеет опыт работы именно с ранним возрастом.

В заключение, хочется  отметить следующее. Речь - одна из важнейших психических функций, появление и развитие которой встроено в процесс психофизиологического развития. Развитие каждой функции и умений человека имеет свое время и нуждается в определенных условиях, каждая последующая функция опирается на уже имеющиеся.

Развитие мозга ребенка можно сравнить со строительством дома. Сначала закладывается фундамент (это происходит в пренатальный период и раннем младенчестве), затем по кирпичику собираются стены (от года до 7 лет) и потом кладется крыша (7-12). Чем раньше замечен дефект и приняты меры к его устранению (основные работы по коррекции желательно выполнить до 7-8 лет), тем больше шансов, что дом выйдет ровный и крепкий. Конечно, и в кривом доме можно жить, но в этом случае основные силы будут уходить на то, чтобы поддерживать его в целости, а не думать о радости жизни. Гораздо легче живется, когда человек использует свои возможности, нежели занят компенсацией своих недостатков.

 Статья основана на материалах  Кучерявенко Анны Юрьевны

Комментариев нет:

Отправить комментарий