Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Школьное обучение предъявит ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
- хорошее физическое развитие ребёнка;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Готовность к школьному обучению формируется за долго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Важным показателем развития уровня мышления является сформированная полноценная речь. Наша речь - процесс общения поэтому готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Какие требования предъявляются к речи детей, которые готовятся стать школьниками?
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5-6 годам. Приходя в школу, он должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
- Сформированность фонематических процессов (умение слушать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных; правильно употреблять приставочные глаголы.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения из трёх-четырёх слов; членить простые предложения на слова;
делить слова на слоги (части);
запоминать наизусть стихи, скороговорки, пословицы, понимать их значения;
самостоятельно, последовательно передавать (пересказывать) содержание небольших литературных текстов, понимать значение скрытого смысла рассказа;
уметь классифицировать и обобщать предметы, находить их сходства и различие, пользоваться обобщающими понятиями (мебель, посуда, одежда, транспорт, животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, и т.д.)
знать свой домашний адрес, ФИО родителей (бабушек, дедушек), их профессий.
создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
не ругать ребёнка за неправильную речь, а ненавязчиво, но в тоже время целенаправленно и тактично исправлять неправильное произношение;
больше общаться с ребёнком, чаще читать;
если ребёнок нуждается в коррекционной работе с логопедом - обязательно наладить сотрудничество, быть союзником в борьбе с речевыми недостатками, находить время для выполнения домашних заданий и рекомендаций специалиста.
- необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь взрослых должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
- хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи, предложите ребёнку поиграть в игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки), рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, пальчиковые игры и упражнения
- "Эхо" - это игра научит различать и правильно произносить звуки.Попросите ребёнка отойти в противоположный конец комнаты и стать к вам спиной. Произносите разные слова, то негромко, то громко и отчётливо. Ребёнок должен повторять за вами слова, соответственно то тихо, то громко и четко.
- Игра, которая учит определять звуки в словах. Кто из взрослых не помнит игру в города? Это когда на последний звук названного города надо было придумать название другого города. Например: Вологда, Армавир, Ростов,…. Конечно, для детей дошкольного возраста это достаточно трудная задача. Но можно научиться играть в похожую игру «Цепочки слов». В игре используются не названия городов, а любые другие слова.
Для того, чтобы освоить эту, безусловно, полезную и интересную игру необходимо провести предварительную работу. А именно: объяснить ребенку, что в слове есть первый и последний звук, потренироваться выделять их на слух. Звук, который ребенок должен найти, необходимо произносить, выделяя голосом. Например: карандаш - шарик - кошка - апельсин - нос - слон - небо и т.д.
- Игра "Магазин игрушек". Цель: учить выделять слоги в словах. Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести её название, определить количество частей слова.
- Игра с мячом "Один-много". Взрослый называет один предмет, а ребёнок много. стол-столы, шапка-шапки и т.д.
- Игры на развитие связной речи. Составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа "Закончи сказку по-своему", "Закончи предложения" и т.д.
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий