ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ И НАВЫКИ САМОКОНТРОЛЯ

Когда ребёнок начинает свое обучение в школе в его жизни появляются постоянные обязанности, связанные с учебой: уроки, выполнение различных заданий и упражнений, подготовка домашнего задания, необходимых принадлежностей и учебников, самостоятельное движение до школы и обратно и т.д.

Для успешного выполнения этих обязанностей ребёнку необходим достаточный уровень самоорганизации и самоконтроля.
Как я уже писала ранее, произвольная регуляция, программирование и контроль - это функции лобного отдела мозга, которые формируются от рождения и активно, к предшкольному периоду развиваются.

Частая жалоба на консультациях родителей школьников это:
✅Нежелание ребёнка учиться
✅Несамостоятельность в выполнении домашнего задания (пока родитель рядом - делает, только отошел, ребенок отвлекается на посторонние стимулы)
✅Не знает, не помнит, не записал домашнее задание
✅Ждёт пока мама соберет рюкзак, приготовит школьную форму, самостоятельно этого не делает, или делает при большом количестве напоминаний
✅Не ориентируется в местности, самостоятельно не может дойти до школы и обратно
✅На уроках постоянно нуждается в организующей помощи учителя

Когда родителей спрашиваю, есть ли у ребёнка домашние обязанности, которые он делает для себя, своей семьи без напоминания, многие разводят руками, некоторые родители говорят о том, что даже игрушки за собой не убирает.

Вопрос очевиден, как он может контролировать свою учебную деятельность, если, условно говоря, никогда этого не делал в более простом, бытовом плане?

Для развития интереса, мотивации и произвольного поведения нужно, чтобы ребёнок умел и хотел помогать родителям, знал, какое место он занимает в семье, что он делает для семьи сам.

С целью развития функций программирования и контроля в семье, первое с чего стоить начать:

✅Научить ребёнка самого себя обслуживать (одеваться, умываться, заправлять постель и т.д.).

✅Делегируйте домашние обязанности ребёнку согласно возрасту! Старшие дошкольники и младшие школьники вполне могут мыть посуду, пылесосить, поливать цветы, протирать пыль, выносить мусор, ходить в магазин, готовить себе перекус.

✅Делегируя, "не бейте по рукам"! Пусть ребенком что-то будет сделано неумело. Например, не так чисто вымыта посуда. Не критикуйте, научите! Наше родительское: "Я сделаю лучше, чище, быстрее" ,впоследствии, отбивает всякое желание что-то делать и не только по дому.

✅Закрепите домашние обязанности за ребёнком на постоянной основе! Системность и постоянство формируют привычку. Если что-то делается от случая к случаю, то результат ждите минимальный.

Если в разумных пределах ребенку прививается в семье ответственность, он подключается к выполнению домашних обязанностей, помогает родителям, то это обязательно положительно скажется на его навыках организации и самоконтроля не только дома, но и в школ



Из материалов Татьяны Сорокиной

Комментариев нет:

Отправить комментарий