Когда ребёнок начинает свое обучение в школе в его жизни появляются постоянные обязанности, связанные с учебой: уроки, выполнение различных заданий и упражнений, подготовка домашнего задания, необходимых принадлежностей и учебников, самостоятельное движение до школы и обратно и т.д.
Для успешного выполнения этих обязанностей ребёнку необходим достаточный уровень самоорганизации и самоконтроля.Как я уже писала ранее, произвольная регуляция, программирование и контроль - это функции лобного отдела мозга, которые формируются от рождения и активно, к предшкольному периоду развиваются.
Частая жалоба на консультациях родителей школьников это:
Нежелание ребёнка учиться
Несамостоятельность в выполнении домашнего задания (пока родитель рядом - делает, только отошел, ребенок отвлекается на посторонние стимулы)
Не знает, не помнит, не записал домашнее задание
Ждёт пока мама соберет рюкзак, приготовит школьную форму, самостоятельно этого не делает, или делает при большом количестве напоминаний
Не ориентируется в местности, самостоятельно не может дойти до школы и обратно
На уроках постоянно нуждается в организующей помощи учителя
Когда родителей спрашиваю, есть ли у ребёнка домашние обязанности, которые он делает для себя, своей семьи без напоминания, многие разводят руками, некоторые родители говорят о том, что даже игрушки за собой не убирает.
Вопрос очевиден, как он может контролировать свою учебную деятельность, если, условно говоря, никогда этого не делал в более простом, бытовом плане?
Для развития интереса, мотивации и произвольного поведения нужно, чтобы ребёнок умел и хотел помогать родителям, знал, какое место он занимает в семье, что он делает для семьи сам.
С целью развития функций программирования и контроля в семье, первое с чего стоить начать:
Научить ребёнка самого себя обслуживать (одеваться, умываться, заправлять постель и т.д.).
Делегируйте домашние обязанности ребёнку согласно возрасту! Старшие дошкольники и младшие школьники вполне могут мыть посуду, пылесосить, поливать цветы, протирать пыль, выносить мусор, ходить в магазин, готовить себе перекус.
Делегируя, "не бейте по рукам"! Пусть ребенком что-то будет сделано неумело. Например, не так чисто вымыта посуда. Не критикуйте, научите! Наше родительское: "Я сделаю лучше, чище, быстрее" ,впоследствии, отбивает всякое желание что-то делать и не только по дому.
Закрепите домашние обязанности за ребёнком на постоянной основе! Системность и постоянство формируют привычку. Если что-то делается от случая к случаю, то результат ждите минимальный.
Если в разумных пределах ребенку прививается в семье ответственность, он подключается к выполнению домашних обязанностей, помогает родителям, то это обязательно положительно скажется на его навыках организации и самоконтроля не только дома, но и в школ
Комментариев нет:
Отправить комментарий